Россия, Архангельск, Химиков, 4
Телефон:
+7 (818) 222-50-15
Пн-пт: 08:30—17:00
whatsapp telegram vk email

Когда появилась йога, факты из истории

Суть и цель йоги

Освобождение из круга перерождений (Сансары) через осознание своего единства с абсолютом (Брахманом) – такую цель ставили перед собой йоги древности. Для подготовки тела и ума к переживанию высших состояний в йоговском учении со временем появилась «физкультурная» составляющая, включающая особые позы (асаны) и дыхательные практики (пранаямы). В наши дни под практикой йоги в большинстве случаев подразумевают именно выполнение таких упражнений.

Современная система йоги помогает выстроить здоровое, гармоничное тело, формируя мышечный каркас, положительно воздействуя на внутренние органы и эндокринную систему. Влияет йога и на состояние ума, помогая человеку стать более спокойным, уравновешенным и устойчивым к стрессам.

Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось. Как йога проделала путь от философской доктрины до системы особой физической культуры?

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

image

Стресс – перманентное состояние современного человека. Природный механизм, направленный на мобилизацию сил в экстремальных условиях, предназначен для кратковременного действия. Но организм не может долго жить на пределе возможностей. В итоге постоянные стрессы, помимо переутомления, хронической усталости, бессонницы вызывают нарушения в физиологических и нервных процессах. Это запускает патологические изменения в органах и тканях.

Йога помогает предотвратить психосоматические заболевания благодаря снятию стрессовой нагрузки. Сочетание гимнастики и медитации успокаивает и улучшает общее самочувствие, как физическое, так и нервное

Но главное — контроль дыхания, сосредоточение на своем внутреннем «я», стремление к гармонии учит не акцентировать внимание на неприятностях и проблемах и воспринимать их как сиюминутные и преходящие явления

Во время занятия вы концентрируетесь на выполнении асан, правильном дыхании, постепенно уходя в себя и отключаясь от внешнего мира. Овладев техникой шавасаны, можно достичь полной мышечной и умственной релаксации, «перезагрузить» мозг. Биохимические процессы, которые в это время происходят в организме, помогают нейтрализовать негативные последствия:

  • снижается выработка гормонов стресса;
  • успокаивается нервная система;
  • восстанавливается нормальный пульс;
  • нормализуется давление;
  • укрепляется иммунитет.

Приверженцы йоги в принципе меньше подвержены стрессу, умеют ему противостоять и легче адаптируются к стремительно меняющимся условиям.

Появление асан: трудности исследования

Проблема в том, что многие важные для истории йоги тексты еще не переведены, и их разработка и перевод продолжается в течение многих лет. Это происходит потому, что в Индии в древние времена тексты часто писались на высушенных банановых листьях, – материале, который не только легко разрушается во влажном и теплом климате, но и является излюбленным кормом для некоторых насекомых. Чтобы сохранить эти работы для потомков, их нужно было регулярно переписывать. Поскольку оплата хороших писцов была дорогостоящей, переписывались только те тексты, которые в той или иной исторической эпохе казались важными. Таким образом, мы, скорее всего, потеряли много интересных текстов, которые могли бы быть полезны сегодня, чтобы ответить на вопросы относительно теории и практики йоги.

image

Классификация

На что похожа йога? Сегодня очень трудно четко классифицировать ее виды.

Для начала назовем наиболее распространенные:

  1. Бхакти — это преданное служение Богу и любви. Этот вид йоги подходит тем, кто не хочет напрягать себя изнурительными физическими нагрузками. В Индии это самый простой способ заниматься йогой.
  2. Карма — это выполнение своих обязанностей, а не ожидание пользы для блага Творца.
  3. Джняна — это самореализация, в которой человека объединяет совершенная истина. В более широком смысле это «дорога знаний».
  4. Раджа — имеет цель отличить реальность от иллюзии, в результате чего достигается свобода. По-другому эта практика называется королевской. С помощью медитации ум контролируется.

image

Уровни аштанга

  1. Яма — самоограничения.
  2. Нияма — это абсолютное погружение в духовную практику.
  3. Асана — это объединение ума и тела с помощью упражнений.
  4. Пранаяма — контроль дыхания, также направленный на объединение тела и ума.
  5. Пратьяхара — абстрагирование чувств от объекта их применения.
  6. Дхарана — это глубокий склад ума.
  7. Дхьяна — это медитация.
  8. Самадхи — погружение в глубины собственного сознания и понимание себя как части всего, что существует.

image

Хатха — это тип йоги, который позиционируется как путь к раджа-йоге. Он представляет собой физическую подготовку тела к медитации. Это синтез физических и умственных воздействий на тело, которые предназначены для уравновешивания тела и духа.

Физическое воздействие состоит из:

  1. Правильное питание или диета.
  2. Дыхание.
  3. Асан.
  4. Бандхи (замки).
  5. Мудрый (особые жесты).

Психическое влияния:

  1. Медитация.
  2. Пранаяма (контроль праны с помощью дыхательных упражнений).

image

Типы

Современные формы йоги эволюционировали в упражнения, сосредоточенные на силе, гибкости и дыхании для того, чтобы повысить физическое и умственное благополучие. Существует много стилей, каждый из которых не превосходит другой. Выбор типа зависит от Вашего фитнес-уровня.

Класс йоги нужно выбирать, основываясь на Вашем уровне физической подготовки и опыте занятий.

Типы и стили могут включать:

Аштанга-йога: основывается на древних учениях, но популяризирована в 1970-е годы; каждая из шести установленных последовательностей поз быстро связывает любое движение с дыханием. Бикрам-йога: проводится в искусственно нагретых до 38-40 °С комнатах с относительной влажностью 40%; бикрам – это серия из 26 роз и последовательность из двух дыхательных упражнений

Хатха-йога: общий термин для любого типа йоги, который учит физические позы; как правило, это осторожное введение в основные положения. Айенгар-йога: сосредоточена на поисках правильного выравнивания в каждой позе; для этого использует блоки, ремни, стулья и валики

Дживамукти-йога: «освобождение при жизни». Дживамукти возникла в 1984 году, включив духовные техники и практику стиля виньяса

Каждый класс имеет тему, которая изучается при помощи священного писания, пения, медитации, асаны, пранаямы и музыки. Крипалу-йога: учит практикующих узнать, принять и изучить организм. Каждый ученик обнаруживает собственный уровень практики. Занятия обычно начинаются с дыхательных упражнений и осторожных растяжений, с последующей серией индивидуальных позиций и окончательного расслабления. Кундалини-йога: слово «кундалини» на санскрите значит «гибкий, как змея». Это система медитации, направленная на высвобождение энергии кундалини. Занятие обычно начинается с пения и заканчивается им же, а между этим размещаются асана, пранаяма и медитация, предназначенные для достижения определенного результата. Силовая йога: активный и атлетически стиль, адаптированный из традиционной системы аштанга в конце 1980-х годов. Пренатальная йога: положения тщательно адаптированы для будущих мам. Пренатальная йога предназначена для того, чтобы помогать женщинам на всех этапах беременности или чтобы помочь с возвращением в форму после родов. Восстановительная йога: расслабляющий метод; в занятиях используется 4-5 позиций с применением одеял и валиков, чтобы погрузится в глубокое расслабление без приложения каких-либо усилий для поддержания позы. Шивананда: система, основанная на пятиточковой философии, что правильное дыхание, расслабление, питание, физические упражнения и позитивное мышление действуют вместе, чтобы сформировать здоровый образ жизни. Обычно используется 12 основных асан. Виньяса-йога: занятия виньяса известны своими жидкими практиками с интенсивными движениями. Занятия часто сопровождаются хореографией, чтобы плавно переходить из одной позы в другую. Винийога: предназначена для адаптации к каждому человеку, независимо от физических способностей; учителя винийоги хорошо обучены и являются экспертами в анатомии и йога-терапии. Инь: спокойная, медитативная практика, которую также называют даосской йогой. Инь-йога позволяет высвободить напряжение в ключевых суставах: лодыжках, коленях, бедрах, позвоночнике, шее и плечах. Позы инь пассивны, то есть мышцы расслаблены и позволяют силе тяжести делать свою работу.

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Основоположник современной йоги

В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи.

Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках. Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги. Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.

Историческая справка

История возникновения йоги — дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах — Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах — огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали — это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения — Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Средневековый этап

Формирование йоги в качестве самостоятельного, оформленного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11-1 век до н.э.), которому удалось собрать многие практические и теоретические знания о йоге, передававшиеся устно, в единый трактат. Именно труд Патанджали послужил основой философии йоги, которую многие исследователи считают классической.

Существуют материалы, подтверждающие, что идеями и техниками йоги пользовался Гаутама Будда при создании своего Учения об избавлении от страданий.

Дальнейшая история йоги связана с появлением и развитием различных течений, отделившихся от классического. Среди них:

раджа – основывается на дисциплине сознания, чувств и тела;

бхакти – концентрируется на стремлении к Высшему началу и отказа от всего бренного;

джнани – фокусируется на идеях поиска и познания истины;

карма – направлена на преодоление кармической зависимости.

Наиболее близкий прототип современной йоги в данный период – хатха-йога, основывающаяся на процессе развития и контроля над способностями человеческого тела.

Сама практика начала выходить за пределы Индии, а после и за пределы восточных регионов во многом благодаря её смешению с Буддизмом. Несмотря на то, что ведическая философия, частью которой являлась и йога, во многом расходилась с основами Буддизма, его последователи активно пользовались приемами медитации и аскетизма.

По мере распространения с Востока на Запад йога начинает смешиваться с другими мировыми духовными практиками. Так появляются суфизм и исихазм – своеобразные эквиваленты практики в рамках исламской и христианской религии соответственно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее